Техасец (texasec) wrote,
Техасец
texasec

Category:

Основной недостаток музыки Бетховена

Бетховена я терпеть не могу.

Но он, безусловно, великий композитор. Без его вклада в музыку, многое не состоялось бы (и многое из этого многого - хорошее), и многое пошло бы по другому пути. Другой была бы симфоническая музыка (узкий, специализированный жанр), и опера (жанр популярный, всем доступный вплоть до очень недавнего времени).

Сперва я расскажу, чем он меня раздражает. А затем - почему он был такой, какой он был (в музыке).

Раздражают бесконечные повторы, часто нота-в-ноту. Очень, очень много. При этом темы, которые повторяются, не то, чтобы очень захватывающие. Интересные, душевные и талантливые среди этих тем есть, но - не много. Совсем немного. Как только Бетховен находит интересную на его взгляд тему - хоть какую примитивную - он тут же начинает ее «разрабатывать», повторяя, варьируя, потом еще повторяя. Темы часто коротенькие. Когда количество повторов и вариаций переходит все рамки приличия, начинается (иногда) следующая тема. Не менее примитивная. Разрабатывание тем перемежается с чудовищным количеством «наполнителя» - аккордов, скачков по трезвучиям, квинтам, и октавам, еще аккордов, модуляций в соседние тональности и обратно.

Третья часть третьего концерта для фортепиано с оркестром состоит из одной короткой темы, повторяющейся четырнадцать (!!) раз и наполнителя. Знаменитые четыре ноты, о которых все знают, что это Бетховен, составляют ВСЮ первую часть знаменитой (из-за этих нот) Пятой Симфонии. Остальное - наполнитель. Очень красивая, и в то же время примитивная, тема в Седьмой симфонии - единственная, которую помнят многие - действительно красива, да. Блистательна. Но она ведь - не вся Седьмая симфония. Детская песенка (как ее обозвал в одном фильме персонаж, изображающий недоумевающего невежду) - главная тема Девятой Симфонии. Действительно, «Ода Радости» похожа именно на детскую песенку. А что же ВСЯ ОСТАЛЬНАЯ Девятая симфония? А наполнитель, в основном. Фортепианная «Апассионата» состоит из трех или четырех тем (не помню), и первая из них повторяется, повторяется, повторяется.

Почему так получилось? Почему, неплохо зная музыку Моцарта и Россини, Бетховен так мало уделял внимания собственно мелодиям, и зачем, найдя удачную тему, бесконечно ее повторял - будто боялся, что еще одну, такую же удачную, ему не написать?

Это связано, как я понимаю, с двумя вещами - а) характером самого Бетховена и б) его методом работы.

В жизни, как свидетельствуют современники и портреты, Людвиг ван Бетховен был мрачный мужик с трагедийным мировосприятием, без чувства юмора и с ограниченным интеллектом.

Парадоксальным образом характер Бетховена очень похож на характер еще одного компоизитора - Имре Кальмана.

Как это - Кальмана?

А так. Кальман был именно - мрачный мужик с трагедийным мировосприятием, без чувства юмора и с ограниченным интеллектом.

(Сравните, кстати, выражения лиц на портретах. Похожи, не так ли?)

А как же его музыка, особенно каскадные-комические номера? Она же юмором искрится!

Да. Вот здесь и есть заковыка. Дело в том, что Кальман писал О ДРУГИХ ЛЮДЯХ. О всяких там графах и графинях и клоунах и баядерах и цыганках, попадающих в комичные или драматические ситуации. И поскольку у описываемых чувство юмора было, дарование Кальмана послушно его, это чувство юмора, отмечало.

Бетховен же писал только и исключительно о своих чувствах, своих переживаниях, своих (не очень интересных) мыслях - О СЕБЕ. И его характер (мрачный, трагично все воспринимающий, без чувства юмора, с ограниченным интеллектом, ЗАНУДНЫЙ) ЦЕЛИКОМ отразился в его музыке. Поэтому она такая, какая есть - местами великая (в силу дарования), и часто очень занудная (в силу того, что описывал Бетховен только себя).

Можно, правда, указать на оперу «Фиделио». Можно, но глупо. Ну, есть такая опера. Ну и как, нравится? Ну и вот.

 
Subscribe

  • О МОЕМ ЕВРОЦЕНТРИЗМЕ

    Евроцентризм мне лепят не от мудрости, разумеется. Потому как ни хорватские пляжи, ни португальский портвейн, ни бельгийские кружева, ни…

  • ПРО ПРЕТЕНДЕРОВ (тут длинно, но интересно)

    (Женщинам читать можно, ежели чего. «Ненормативная лексика» наличествует, но женщинам это все равно. Щепетильные же мужчины могут просто…

  • ПРО КНИГОИЗДАТЕЛЬСТВО СЕГОДНЯ

    Так сложилось исторически и экономически, что первые две тысячи лет истории книгоиздания, или дольше, ежели считать еще и Египет и Микенскую…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 20 comments

  • О МОЕМ ЕВРОЦЕНТРИЗМЕ

    Евроцентризм мне лепят не от мудрости, разумеется. Потому как ни хорватские пляжи, ни португальский портвейн, ни бельгийские кружева, ни…

  • ПРО ПРЕТЕНДЕРОВ (тут длинно, но интересно)

    (Женщинам читать можно, ежели чего. «Ненормативная лексика» наличествует, но женщинам это все равно. Щепетильные же мужчины могут просто…

  • ПРО КНИГОИЗДАТЕЛЬСТВО СЕГОДНЯ

    Так сложилось исторически и экономически, что первые две тысячи лет истории книгоиздания, или дольше, ежели считать еще и Египет и Микенскую…